Положение о семейном образовании
Утверждаю, и.о. директора
МБОУ «Шумерлинская СОШ»
___________/В.Н. Толстова/
приказ №112 от 28 августа 2015 года
Положение о семейном образовании
в МБОУ «Шумерлиннская СОШ»
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право на выбор общеобразовательного учреждения и формы получения образования.
Полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам исполняются органами местного самоуправления на основании п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и регулируются приказом Минобразования и науки Российской Федерации от 23 июня
1.2. С учетом потребностей и возможностей обучающихся общеобразовательные программы могут осваиваться в форме семейного образования.
1.3. Семейное образование является формой освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье.
1.4. Для семейного образования, как и для других форм получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, действует федеральный государственный образовательный стандарт.
Общеобразовательное учреждение осуществляет текущий контроль за освоением общеобразовательных программ обучающимися в форме семейного образования.
1.5. Настоящее Положение определяет порядок организации семейного образования в МБОУ «Шумерлинская СОШ»(далее Порядок).
Общеобразовательное учреждение «Шумерлинская средняя общеобразовательная школа» несёт ответственность перед обучающимися и их родителями (законными представителями), отделом образования, спорта и молодежной политики за реализацию конституционных прав гражданина на образование, соответствие выбранной формы обучения возрастным психофизическим особенностям детей и медицинским рекомендациям, качество образования, отвечающее федеральным государственным образовательным стандартам.
2. Организация семейного образования
2.1. Право дать ребенку образование в семье предоставляется всем родителям (иным законным представителям).
2.2. Общеобразовательное учреждение осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (иных законных представителей) с указанием выбора формы получения образования и зачисление в контингент обучающихся конкретного образовательного учреждения
В приказе о зачислении ребенка в общеобразовательное учреждение «Шумерлинская средняя общеобразовательная школа» указывается форма получения образования. Приказ хранится в личном деле обучающегося. Все данные об обучающемся вносятся в журнал того класса, в котором он будет числиться.
Личное дело обучающегося и результаты промежуточной и итоговой аттестации хранится в общеобразовательном учреждении до момента завершения обучения обучающимся данного общеобразовательного учреждения. По окончанию школы личное дело сдается на хранение в архив.
Обучение в форме семейного образования организуется в соответствии с образовательной программой, уставом образовательного учреждения «Шумерлинская СОШ», учебным планом, отражающими образовательную стратегию и особенности общеобразовательного учреждения. Для всех обучающихся действует учебный план и образовательная программа, включающие обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
При освоении образовательных программ в форме семейного образования родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося должны быть ознакомлены с программами учебных предметов, критериями стандартного уровня их освоения, примерным перечнем базовых тем, нормами оценки знаний, умений и навыков обучающегося по каждому предмету, иными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в избранной форме.
Перечень документов, необходимых для организации семейного образования:
- заявление родителей (законных представителей) о переводе на обучение в форме семейного образования;
- приказ по общеобразовательному учреждению о переводе на обучение в форме семейного образования;
- приказ по общеобразовательному учреждению, регламентирующий аттестацию учащегося;
- протокол заседания педагогического совета общеобразовательного учреждения;
- приказ по общеобразовательному учреждению об итогах аттестации учащегося;
- расписание консультаций и аттестации учащегося;
- протоколы аттестации;
- журнал регистрации заявлений на перевод учащихся на семейную форму получения образования;
- договор об организации освоения образовательных программ в форме семейного образования между общеобразовательным учреждением и родителями (законными представителями) (Приложение №3).
Для выполнения практических и лабораторных работ, получения консультативной и методической помощи, прохождения промежуточной аттестации обучающийся в семье приглашается на учебные, практические и иные занятия, соответствующие срокам выполнения лабораторных и практических работ, проведения промежуточной аттестации обучающихся по очной форме по расписанию общеобразовательного учреждения. Результаты аттестации фиксируются в классном журнале и дневнике обучающегося. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося могут присутствовать на консультациях и промежуточной аттестации обучающегося при наличии медицинских показаний или по требованию психолога данного общеобразовательного учреждения и должны быть информированы в письменном виде об уровне усвоения обучающимся образовательных программ.
2.3. Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (иных законных представителей) на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Обучающиеся, получающие образование в семье, вправе на любом этапе обучения, по решению родителей (иных законных представителей), продолжить образование в другой форме.
2.4. Перевод на другую форму получения образования осуществляется на основании приказа руководителя общеобразовательного учреждения.
Приказ об изменении формы получения образования хранится в личном деле обучающегося.
2.5. Отношения между общеобразовательным учреждением и родителями (иными законными представителями) при организации семейного образования регулируются договором, который не может ограничивать права сторон по сравнению с действующим законодательством. Условия договора не должны ограничивать права сторон. В договоре указываются образовательная программа, по которой обучающийся будет получать общее образование в семье, формы и сроки проведения промежуточной аттестации по предметам базисного учебного плана, сроки выполнения практических и лабораторных работ, финансовые взаимоотношения сторон (приложение № 3).
2.6. Для осуществления семейного образования родители (иные законные представители) могут:
- пригласить преподавателя самостоятельно;
- обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение;
- обучать самостоятельно.
Родители (иные законные представители) информируют общеобразовательное учреждение о приглашенных ими преподавателях и определяют, совместно с администрацией общеобразовательного учреждения, возможность их участия в промежуточной и итоговой аттестации.
2.7. Общеобразовательное учреждение в соответствии с договором:
- бесплатно предоставляет обучающемуся на время обучения учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения;
- осуществляет промежуточную и государственную (итоговую) аттестации обучающегося.
2.8. Общеобразовательное учреждение вправе расторгнуть договор, если родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося не обеспечили:
-освоение обучающимся определённых договором образовательных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в установленные сроки;
-явку обучающегося в общеобразовательное учреждение в определённые договором сроки для выполнения лабораторных и практических работ, прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации. В случае расторжения договора обучающемуся предоставляется возможность продолжить, по желанию родителей (и иных законных представителей), обучение в другой форме в данном общеобразовательном учреждении. По решению педагогического совета общеобразовательного учреждения и с согласия родителей (иных законных представителей) обучающийся может быть оставлен на повторный курс обучения.
2.9. Родители (иные законные представители) совместно с общеобразовательным учреждением несут ответственность за выполнение образовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами.
3. Аттестация обучающегося
3.1. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся по форме семейного образования проводится в полном соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.12.1999 № 1075 «Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося освоение образовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в данном общеобразовательном учреждении.
Лица, осваивавшие образовательные программы в форме семейного образования, имеют право в качестве экстернов пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, на основании п. 1.3. Положения о получении общего образования в форме экстерната (утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 23 июня 2000г. № 1884).
3.2. Перевод обучающегося в последующий класс производится по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения в соответствии с результатами промежуточной аттестации.
3.3. Освоение обучающимся образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией.
3.4. Выпускникам 9 класса, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, общеобразовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, выдает документ государственного образца о соответствующем образовании.
3.5. Выпускники, обучающиеся в форме семейного образования, проявляющие способности и трудолюбие в учении, могут быть награждены похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» в соответствии с Положением о похвальной грамоте «За особые успехи в изучении отдельных предметов» и похвальном листе «За отличные успехи в учении» (утвержденными приказом Минобразования и науки Российской Федерации от 03 декабря 1999 года № 1076).
4. Финансовое обеспечение семейного образования
4.1. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение несовершеннолетнего ребёнка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребёнка на соответствующем этапе обучения в муниципальном общеобразовательном учреждении, определяемом в соответствии с финансовыми нормативами затрат.
Общеобразовательное учреждение обеспечивает выплату родителям денежных средств в размере затрат на оплату труда педагогов и приобретение учебных пособий по установленным законодательством и соответствующими нормативно-правовыми актами нормативам.
4.2. Дополнительные расходы, произведённые семьёй сверх выплаченных денежных средств, покрываются родителями (иными законными представителями) самостоятельно.
4.3. Родители (иные законные представители), осуществляющие образование несовершеннолетнего ребенка в семье, не лишаются права на получение компенсаций, установленных государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста.
5. Правовое положение педагогического работника,
осуществляющего обучение детей в семье по договору с родителями (иными законными представителями)
5.1. Родители (иные законные представители), осуществляющие образование ребенка в семье, могут заключать договор с учителем (преподавателем), приглашенным ими самостоятельно.
5.2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.3. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется.
5.4. Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.